Троцкий в канадском концлагере, 1917 г.



В марте 1917 года русский социалист-революционер Лев Троцкий уехал из Нью-Йорка в Россию и на грядущую Русскую революцию. Его целью по прибытии на родину было создание новой коммунистической страны, основанной на давно исповедуемых идеалах.
В течение предыдущих десяти недель в Нью-Йорке он находился под постоянным наблюдением британской и американской разведки. Все это время Троцкий продолжал писать, говорить и вообще агитировать за дело социализма.
На обратном пути в Россию корабль Троцкого зашел в порт Галифакса (пров. Новая Шотландия, Канада), для плановой проверки. Он и не подозревал, что был отдан приказ о его аресте. Это спровоцировало месячную сагу, в ходе которой Троцкий первоначально был заключен в тюрьму в исторической Цитадели Галифакса. Затем он и его соотечественники будут отправлены вглубь страны в лагерь для интернированных в Амхерсте (Новая Шотландия), на большую часть апреля 1917 года. Его жена и двое детей останутся под домашним арестом в Галифаксе.

Это краткое интернирование в Новой Шотландии, позже заложило основу для советского ГУЛАГа.



«Опасный социалист»

Троцкий был в Нью-Йорке, когда услышал новость о свержении 300-летнего царского режима петроградским пролетариатом в феврале 1917 года (март по григорианскому календарю). В то время как революция свергла царя, временное правительство, пришедшее на его место, было капиталистическим правительством. После прибытия Ленина в Россию он объяснил, что единственная причина того, что рабочий класс не взял власть, состоит в том, что он недостаточно сознателен и организован, и что необходимо немедленно начать терпеливую работу по аргументации в пользу захвата власти. власть советами. Троцкий, находившийся в Нью-Йорке, сделал аналогичные выводы независимо от Ленина.
В своей автобиографии «Моя жизнь» он сообщил о следующей беседе с американскими товарищами после того, как услышал новости о революции в России:

«Пришла телеграмма, что в Петрограде назначено правительство Гучкова-Милюкова.
Что это значит?»

«Что завтра будет правительство Милюкова и Керенского».

«Это так? И что дальше?»

«Кто следующий? Мы будем следующими».

Вместе с другими русскими эмигрантами Троцкий немедленно начал процесс возвращения в Россию.
27 марта, получив необходимые документы, Троцкий, его жена Наталья Седова и их 9-ти и 11-летние сыновья отправились на корабле «SS Kristianiafjord» через Атлантику. Впервые в жизни Троцкий путешествовал легально!

пароход SS Kristianinafjord

Открытка с изображением норвежского парохода «Kristianinafjord»
Источник - fb.com

30 марта судно пришвартовалось в Галифаксе. В то время как другие пассажиры подвергались регулярным проверкам, Троцкий и его русские товарищи стали жертвами долгих допросов и даже вопросов об их политических пристрастиях. Троцкий отказался участвовать в этой дискуссии.

3 апреля британские офицеры высадились на Christianiafjord и направились к Троцкому и его товарищам. Троцкий так описывает эту ситуацию в своей автобиографии:

Мы объявили требование незаконным и отказались подчиниться ему. Вооруженные матросы набросились на нас и, при криках "sham" (позор) со стороны значительной части пассажиров, снесли нас на руках на военный катер, который под конвоем крейсера доставил нас в Галифакс. Когда десяток матросов держали меня на руках, мой старший мальчик подбежал ко мне на помощь и, ударив офицера маленьким кулаком, крикнул:

— Ударить его еще, папа?

Ему тогда было одиннадцать, и это был его первый урок британской демократии.

Троцкого доставили в концентрационный лагерь в Амхерсте, а его жену и двоих детей доставили к местному полицейскому в Галифаксе. Одиннадцать дней спустя их перевели в гостиницу; им приходилось каждый день отмечаться в полиции. Они запретили Троцкому и Наталье видеться, если только Троцкий не пообещает не пользоваться возможностью, чтобы попытаться связаться с внешним миром. Возмущенный, Троцкий отказался встречаться с женой при таком условии.

Книга

Л.Троцкий с женой Натальей Седовой. 1928 г.
Источник - fb.com

Прибыв в Амхерст, Троцкий и его товарищи еще не знали, за что их задержат. Им сказали, что русский консул будет присутствовать там, куда их везут; Однако этого не случилось. Только утром следующего дня полковник Моррис, начальник лагеря, сообщил русским пленным причину их ареста: «Вы опасны для нынешнего русского правительства».

В ответ они заявили, что документы им доставили представители российского правительства в Нью-Йорке и что все в порядке. Ответ на это был:

— Вы опасны для союзников в целом.

«Немецкий агент»

Британские власти полностью осознавали опасность, которую представлял Троцкий. 22 марта 1917 года в телеграмме из Нью-Йорка в Лондон агент МИ-5 заявил, что:

«Здесь среди социалистов началось важное движение с целью вернуть революционных социалистов в Россию... с целью установления республики и инициирования движения за мир; также продвижения социалистических революций в других странах, включая Соединенные Штаты».

В телеграмме говорилось, что «главным руководителем» является Троцкий. Через несколько дней из Нью-Йорка в Лондон была отправлена новая телеграмма, в которой сообщалось, что Троцкий едет «с 10 000 долларов, предоставленными социалистами и немцами». Сообщение было передано властям Галифакса 1 апреля, а 3 апреля было решено, что Троцкий, его семья и его русские товарищи будут заключены в тюрьму «в ожидании дальнейших указаний».

Когда известие о заключении русских революционеров в Канаде дошло до России, посол Великобритании в России выпустил официальные пресс-релизы, в которых сообщалось, что русские, заключенные в тюрьме в Амхерсте, едут «по субсидии германского посольства, чтобы свергнуть Временное русское правительство». Это обвинение было разбросано и стало главным фактором сплочения антибольшевистских сил в России в 1917 году: Троцкий был немецким агентом.

Особенно Ленин возмущался обвинениями в адрес Троцкого.
16 апреля он писал в «Правде» :

«Можно ли хоть на минуту поверить в достоверность заявлений о Троцком, председателе Совета рабочих депутатов в Петербурге в 1905 году, — революционера, пожертвовавшего годами бескорыстному служению революции, — что этот человек имел какие-либо дела со схемой, субсидируемой правительством Германии? Это явная, неслыханная и злобная клевета на революционера. От кого вы получили информацию, мистер Бьюкенен? Почему бы вам не раскрыть это? Шесть человек утащили товарища Троцкого за ноги и за руки, и все во имя дружбы к Временному русскому правительству!»

Как известно, в ближайшие месяцы, особенно после провала июльских дней, обвинение будет распространено на всю большевистскую партию. Троцкий по поводу этих чудовищных обвинений заявил в своей автобиографии:

«Никогда еще люди не лгали так много, как во время «великой войны за свободу». Если бы ложь могла взорваться, наша планета была бы обращена в пыль задолго до Версальского договора».

Обвинение Троцкого и большевиков в том, что они были за поражение России от рук Германии и что они работали для этой цели, было гигантской клеветой. Позиция «революционного пораженчества» часто неверно характеризовалась врагами революции и даже некоторыми марксистами. Но какова была позиция Троцкого и его товарищей? Двадцать лет спустя, вспоминая свой арест в Канаде, Троцкий объяснял, что:

«Я был арестован британскими властями в Канаде и заключен в концлагерь как агент Германии. Либкнехта и всех его друзей обвинили в том, что они агенты царя. Но мы ответили: мы за поражение царя революционным выступлением трудящихся масс. Поскольку немцы за поражение Гогенцоллернов, они не будут принимать никакого участия в войне. Нам не важно военное поражение, мы за революционную победу. Революционная победа в России, как и в Германии, превратит поражение в победу трудящегося народа.»

Такова была позиция Троцкого и большевиков, которую Троцкий объяснял в многочисленных выступлениях перед своими товарищами по заключению в Амхерсте. Это почти сразу же снискало ему симпатии рабочих и матросов.



«В концлагере»

В общем семья Троцкого осталась в Галифаксе, а он и другие мужчины оказались в Амхерсте, лагере для военнопленных немцев, захваченных в море, и концентрационном лагере для гражданских лиц, арестованных в Канаде в начале войны. В то время под термином «концлагерь» подразумевались разнообразные жилища, предназначенные для содержания мирных жителей в военное время. К концу Великой войны в десятках стран и колониальных аванпостов содержались граждане стран, с которыми они находились в состоянии войны, гражданских лиц, брошенных в тюрьму не за что-то, что они сделали, а из-за страха перед тем, что они могут сделать (от шпионажа до саботажа). Германия интернировала более ста тысяч русских, французских и британских подданных. Великобритания и Франция интернировали в несколько раз больше немцев, венгров и австрийцев, многие из которых находились в таких отдаленных местах, как Новая Зеландия, Гонконг и Гаити.

У этих лагерей для интернированных военного времени были свои лишения и злоупотребления, но они в корне отличались от нацистского принудительного лагеря и истребления, которые сегодня ассоциируются со словами «концлагерь».

Закон о военных мерах был применен правительством Канады с началом Первой мировой войны в 1914 году и отменен только в 1920 году. За этот период более 8000 человек были арестованы и помещены в импровизированные концлагеря по всей стране. Лагеря были печально известны тем, что в них содержались тысячи канадцев украинского происхождения, задержанных как «вражеских иностранцев».

Самым большим из этих лагерей был лагерь в Амхерсте в Новой Шотландии. Это бывшее здание Canadian Car and Foundry Co. было переоборудовано для содержания до 852 заключенных.
Лагерь открылся 30 декабря 1914 года.

17 апреля 1915 года в лагерь были доставлены первые пленные: 640 немцев, захваченных на лайнере "Kaiser Wilhelm der Grosse", потопленного Королевским флотом в первые дни войны. Условия жизни в лагере были очень тяжелыми. 25 июня 1915 г. группа заключенных отказалась войти в загон, несмотря на увещевания охранников. Последовал бунт, в ходе которого один охранник был убит, один заключенный застрелен и еще четверо получили ранения.

Лагерь Амхерст

Лагерь для интернированных Амхерст, ставший одним из крупнейших в Канаде.

Троцкий описывает в «Моей жизни» тяжелые условия, в которых заключенные пытались проводить время:

«Концлагерь Амхерст располагался в старом и сильно обветшавшем чугунолитейном цехе, отнятого у собственника-немца. Нары для спанья расположены были в три ряда вверх и в два ряда вглубь с каждой стороны помещения. В таких условиях нас жило 800 человек. Не трудно себе представить, какая атмосфера царила в этой спальне по ночам. Люди безнадежно толпились в проходах, толкали друг друга локтями, ложились, вставали, играли в карты или в шахматы. Многие мастерили, некоторые - с поразительным искусством. У меня и сейчас сохранились в Москве изделия амхерстских пленных. Среди заключенных, несмотря на героические усилия, которые они делали для своего физического и нравственного самосохранения, имелось пять помешанных. Мы спали и ели с этими помешанными в одном помещении.»
Лагерь Амхерст, 1916

Празднование Рождества в лагере Амхерст, 1916 г.
Источник - fb.com

В самом центре лагеря заключенные офицеры размещались отдельно от рабочих и матросов. Троцкий говорил о “враждебных” отношениях между массами и офицерством. Это классовое разделение внутри лагеря было усилено присутствием Троцкого. Согласно "Chronicle Herald", он даже организовал забастовку заключенных против условий содержания в лагере!



«Опыт советского типа»

Троцкий, попавший в тюрьму третий раз в жизни, быстро стал известен рабочим и матросам, а также заключенным офицерам и начальству концлагеря. Его «пламенные марксистские речи» сделали его звездой среди заключенных и врагом среди офицеров и начальства. The Chronicle Herald назвал этот период «опытом советского типа». Воспоминания Троцкого об этом периоде рисуют ту же картину:

«Весь месяц моего пребывания там был как одна сплошная массовка. Я рассказывал заключенным о русской революции, о Либкнехте, о Ленине, о причинах краха старого Интернационала и о вмешательстве Соединенных Штатов в войну. Помимо публичных докладов, у нас шли непрерывные групповые беседы. Дружба наша становилась теснее с каждым днем.»
Массовка

Троцкий на митинге.
Источник - fb.com

В конце концов немецкие офицеры пожаловались начальнику лагеря полковнику Моррису, что Троцкий своей «антипатриотической пропагандой» снижает дисциплину в лагере. Троцкий иронически заметил, что:

«Британский полковник встал немедленно на сторону гогенцоллернского патриотизма и запретил мне дальнейшие публичные выступления.»

Когда страсти накалились, Троцкий еле уцелел в лагере. Во время очень оживленного митинга один из начальников лагеря наорал на Троцкого, обвиняя его в разжигании беспорядков и неуважении к властям. По мере нарастания напряжения капитану Вайтману пришлось встать между Троцким и охранником, который был готов атаковать Троцкого штыком. После этого Троцкий был подвергнут одиночному заключению.

Этого было достаточно, чтобы разозлить рабочих и матросов. В письме под названием «В британском плену» Троцкий объяснил, как этот инцидент способствовал укреплению его тесных отношений с немецкими рабочими и матросами. Не менее 530 из них подали петицию властям с требованием немедленного освобождения Троцкого! «Подобный плебисцит, проведенный вопреки жесткому надзору сержанта Олсена, был более чем достаточной компенсацией за все тяготы амхерстского заключения», — читаем мы в « Моей жизни».

Влияние Троцкого на его заключенных товарищей было огромным. После смерти Троцкого в 1940 году капитан Ф. К. Вайтман, второй начальник лагеря в то время, рассказывал, что Троцкий «доставил нам много хлопот в лагере, и если бы он остался там дольше, он сделал бы коммунистов всех немецких пленных». Это было предвосхищением того влияния, которое Троцкий окажет, когда достигнет русской земли, став одним из самых выдающихся ораторов большевистской партии, ведущих рабочий класс к захвату власти.



Освобожденный революцией

Инцидент в Амхерсте быстро приобрел международный масштаб. Как только он был заключен в тюрьму, Троцкий попытался отправить телеграмму российскому правительству в знак протеста, но его телеграммы не были переданы. Однако одному из товарищей Троцкого удалось послать эту информацию в «Новый мир» , газету, на которую Троцкий работал в Нью-Йорке и которая опубликовала новость 10 апреля.

Похоже, весть о задержании российских политэмигрантов дошла до России раньше. Бьюкенен, британский посол в России во время революции, сообщает в своих мемуарах, что:

Нападки, сделанные против нас в (русской) прессе в связи с задержанием нами русских политических беженцев, приняли настолько серьезный оборот, что даже подвергали опасности жизни некоторых британских фабрикантов (в России), чье положение уже было совсем небезопасным из-за неуверенной позиции рабочих. Поэтому мне пришлось серьезно поговорить с Милюковым и попросить его принять меры к тому, чтобы положить конец этой кампании в печати.

По словам Бьюкенена, 8 апреля Милюков, тогдашний министр иностранных дел Временного правительства России, попросил Бьюкенена освободить русских пленных, но через два дня умолял его отменить просьбу. Исполком Петроградского Совета протестовал против ареста своих товарищей: «Борцы за свободу», «Недопустимое вмешательство», «Оскорбление русской революции». По всей России были организованы крупные акции протеста. Под давлением Совета и масс Милюков был вынужден уступить и санкционировать освобождение Троцкого и его товарищей.

Как видим, именно давление русских масс явилось большим фактором освобождения Троцкого и его товарищей из канадского концлагеря. Как и на каждом этапе русской революции 1917 года, именно массы позволили добиться решительного прогресса, оставив свой след в событиях.

29 апреля Троцкому и его товарищам приказали паковать чемоданы, не сказав, куда их везут. Столкнувшись с отказом русских революционеров переехать, если им не будет предоставлена информация о том, куда их везут, их в конце концов увезли насильно. Насильственно заключенные в Амхерсте без причины, те же насильственные методы были использованы для их освобождения. Но полковник Моррис в конце концов сдался и объяснил заключенным, что они садятся на датское судно, направляющееся в Россию.

Троцкий и Наталья Седова были в ярости от обращения с ними со стороны канадской и британской «демократии». Несколько месяцев спустя галифаксская газета сообщила слова Седовой: «Если я когда-нибудь вернусь в свою страну, я буду говорить, я напишу, я дам людям знать, что Канада не свободна, что Соединенные Штаты не свободны, что в этих странах столько же рабства, сколько в Сибири». Седова была абсолютно права, и ограничения свобод в борьбе с большевизмом в Канаде в ближайшие годы будут усиливаться. 27 сентября 1918 г. было запрещено 13 социалистических или левых организаций, все во имя борьбы с большевизмом, «вражеским пришельцем».

Рабочие и матросы концентрационного лагеря Амхерст не упустили возможности отдать честь своим русским товарищам. Троцкий описывает сцену своего отъезда:

Хотя офицеры заперлись в своих отсеках и лишь немногие высовывали носы из щелей, матросы и рабочие выстроились в проход с обеих сторон, импровизированный оркестр играл революционный марш, и со всех сторон к нам протягивались дружеские руки. Один из заключенных произнес короткую речь, в которой приветствовал русскую революцию и проклинал немецкую монархию. Я и сейчас с радостью вспоминаю, что в самый разгар войны мы братались с немецкими моряками в Амхерсте. В последующие годы я получил от многих из них дружеские письма, присланные из Германии.

Этот краткий эпизод о Троцком на канадской земле дает нам представление о влиянии такой фигуры, как Троцкий, на революционное движение. «Пламенные марксистские речи» Троцкого, грозившие превратить 700 немецких рабочих и матросов в коммунистов, предвещали ту уникальную роль, которую Троцкий сыграет несколькими неделями позже в России. Будь то в Петроградском совете или позже на различных фронтах гражданской войны, Троцкий стал, наряду с Лениным, одним из главных лидеров революции. Не будет преувеличением сказать, что без присутствия этих двух выдающихся революционеров русский рабочий класс не смог бы ни взять власть в России в 1917 году, ни удержать ее.

Книга

В марте 2021 г. увидела свет книга М.Рауля Бойера "Revolution Anyone? Trotsky in Canada, 1917"
(Революция Кого-нибудь? Троцкий в Канаде, 1917 год)